Ска
Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке
в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых
установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.
Звуковые установки — не просто стереоколонки, а своеобразная форма
уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с
возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук,
лучший репертуар и так далее.
Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба, тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.
Музыка ска обрела популярность к середине 60-х гг. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке
в качестве музыкального символа Ямайки были представлены исполнители
ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул, что привело к трансформированию ска в рокстеди (1966—1968) — музыку с другим, более медленным ритмом.
Ска первой волны
В начале шестидесятых годов пластинки с мелодиями ска стали появляться в Англии. Их слушали рабочие доков, в дальнейшем — моды и скинхеды.
Ска, игравшее на ямайских звуковых установках, принято называть «ска
первой волны» (оно же «bluebeat»). Через полтора десятилетия
проигрыватели появились в каждом доме, поэтому массовых танцев стало
меньше. Так прошла пора «первой волны» ска.
Ска второй волны
В 1970-е гг. в Великобритании
появились музыканты, перепевавшие ска первой волны, повторяя
первоначальные ритмы и звучание. Это британское ска явилось «второй
волной» (именуемое «2-Tone» от названия одноименного лейбла, которое в свою очередь символизировал состав ска-оркестров, где играли чёрные и белые музыканты). Среди наиболее популярных новых британских ска-групп были Madness, The Specials, The Beat.
Концерты исполнителей «2-Tone» вызвали переиздание старых пластинок.
Возобновились концерты ямайских музыкантов, игравших ска за десять лет
до эпохи «2-Tone».
Ска третьей волны
«Третья волна» (англ. Third wave ska)
— термин, которым принято обозначать новую волну ска-музыки в 80-90-х
гг. В данный период происходит смешение ска с такими жанрами, как
панк-рок, джаз, хардкор и другими. Термин впервые появился в 1989 году.
Его авторство приписывается ведущим музыкальной радиопрограммы «Ska
Parade» Тейзи Филлипсу (Tazy Phyllipz) и Альбино Брауну (Albino Brown) [1].
Одной из первых ска-групп третьей волны можно считать нью-йоркскую группу The Toasters [2], также можно выделить The Uptones, Fishbone, Operation Ivy, Let's Go Bowling, Bim Skala Bim, Mighty Mighty Bosstones, Sublime, Reel Big Fish.
Среди рекорд-лейблов этого времени такие, как Moon Ska Records (основан в 1981 году фронтменом группы The Toasters Робертом Хингли), Megalith Records (основан в 1996 году им же), Asian Man Records, Hellcat Records, Stomp Records.
Дизайн «2-Tone»
В качестве символики ска чаще всего используется клетчатый рисунок с
обложек пластинок «2-Tone Records». Значки с таким рисунком не редкость
на ска-концертах. На интернет-сайтах чёрно-белая «клеточка» может быть
частью оформления.

Ска и субкультуры
Ска не принадлежит какой-либо одной субкультуре. В разное время ска слушали и слушают: растаманы, моды, cкинхеды, панки и отчасти футбольные фанаты.
Ска в России
В начале XXI века интерес к ска в России стабильно растёт.
Проводятся многочисленные клубные концерты и даже фестивали,
выпускаются диски. Среди наиболее известных российских ска и ска-панк
групп:Skaльпель, Male Factors, Private Radio, St. Petersburg Ska-Jazz Review, Spitfire, Shootki, Cabernet Deneuve, Chattanooga Ska Orchestra, Distemper, Шлюз, Яйцы Фаберже, и др.
|